ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И МЕТОДИКИ
А.В.АЛЕКСЕЕВ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
учебной дисциплины
СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК
для специальности
050300.62 Филологическое образование
специализация 032914 "Издательское дело и редактирование"
Москва - 2010
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И МЕТОДИКИ
А.В.АЛЕКСЕЕВ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
учебной дисциплины
СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК
для специальности
050300.62 Филологическое образование
специализация 032914 "Издательское дело и редактирование"
Рекомендовано Ученым советом факультета________________________________
(протокол №________ от_____________________2010 года)
Председатель Ученого совета факультета
( подпись)
Одобрено кафедрой русского языка и методики
(протокол №________ от_____________________2010 года)
Зав. кафедрой русского языка и методики к.ф.н. А.В.Глазков
(подпись)
Москва - 2010
Составитель (ли): Алексеев Александр Валерьевич, к. филол. н., доцент кафедры русского языка и методики
Рецензент:
Учебно-методический комплекс разработан для студентов, обучающихся по специальности 050300.62 Филологическое образование, специализация 032914 "Издательское дело и редактирование". — М.: Московский гуманитарный педагогический институт, кафедра русского языка и методики, 2010г .
Аннотация: Дисциплина «Старославянский язык» является специальной дисциплиной специальности «Филологическое образование», которая изучается студентами 1-го и 2-го курса. В учебно-методическом комплексе представлена учебная программа и тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы, приводятся вопросы для подготовки к экзамену, варианты тестовых заданий.
© Московский гуманитарный педагогический институт, 2010
© Кафедра русского языка и методики, 2010
Москва – 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Цели и задачи курса___________________________________________
2. Требования к уровню освоения дисциплины_____________________
3. Объем дисциплины и виды учебной работы_____________________
4. Рабочая программа дисциплины _______________________________
5. Методическое обеспечение аудиторной работы___________________
6. Используемые инновационные методы в процессе преподавания дисциплин ________________________________________________________
7. Методическое обеспечение самостоятельной работы______________
8. Уровень требований и критерии оценок_________________________
9. Информационное обеспечение дисциплины______________________
10. Приложение__________________________________________________
1. Цели и задачи курса
Цель дисциплины - реализация принципа историзма в изучении языка как способа лингвистического мышления студентов.
Задачи дисциплины:
помочь будущему учителю ввести в школьное преподавание русского языка исторический аспект в разумной и доступной для детей мере;
продемонстрировать студентам системность и изменчивость языка выявить причинно-следственные связи различных языковых фактов;
подчеркнуть культурно-историческую роль старославянского языка в соответствии с требованиями социально-культурного развития эпохи средневековья;
показать лингвистическое значение данных старославянского языка и в плане реконструкции фонологической системы праславянского языка, и в плане его роли в развитии русского литературного языка.
Предметом дисциплины является первый письменный язык всех славян, возникший в результате перевода греческих богослужебных книг, а также праславянские фонетические и грамматические процессы, приведшие к формированию основных его особенностей.
2. Требования к уровню освоения дисциплины:
Cтуденты, изучившие дисциплину, должны
знать:
фонетическую и морфологическую системы старославянского языка;
историю фонологической системы праславянского языка с точки зрения относительной хронологии фонетических процессов;
основные факты истории морфологической системы праславянского языка;
уметь:
читать и переводить старославянские тексты;
выявлять причины разной интерпретации языковых фактов;
пользоваться этимологическими словарями;
владеть навыками:
транскрибирования старославянского языка;
реконструкции праславянских форм на разных этапах развития праславянского языка;
изменения различных частей речи.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы
Виды занятий | Объем дисциплины, час |
Название специальностей | |
Общая трудоемкость | 155 |
Аудиторные занятия: Лекции(Л) Семинары(С) и/или Практические занятия (ПЗ) Экзамен | 64 32 32
27 |
Самостоятельная работа | 64 |
Форма итогового контроля | Зачет, Экзамен |
Учебно-тематический план:
Изучение дисциплины предусматривает проведение лекционных, семинарско - практических занятий и самостоятельную работу студентов.
№ п/п | Тема занятия |
| ||||
л | пр | С |
|
| ||
1. | Происхождение старославянского языка | 1 | 2 | 5 |
|
|
2. | Графика | 1 | 2 | 5 |
|
|
3. | Система гласных фонем | 0 | 3 | 5 |
|
|
4. | Система согласных фонем | 0 | 3 | 5 |
|
|
5. | Основные законы строения слога | 0 | 3 | 5 |
|
|
6. | Палатализации в праславянском языке | 0 | 3 | 5 |
|
|
7. | Закон возрастающей звучности | 0 | 3 | 5 |
|
|
8. | Система частей речи | 4 | 2 | 5 |
|
|
9. | Именное склонение | 6 | 3 | 6 |
|
|
10. | Категории количества и качества | 6 | 3 | 6 |
|
|
11. | Глагольные категории в старославянском языке | 12 | 3 | 6 |
|
|
12. | Синтаксические особенности | 2 | 2 | 6 |
|
|
итого | 32 | 32 | 64 |
|
| |
128 |
|
Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин
п/п | Тема занятия | Л, С, ПЗ | Содержание самостоятельной работы | Форма контроля |
1. | Происхождение старославянского языка | Л, ПЗ | Изучение лит- ры | Опрос |
2. | Графика | Л, ПЗ | Изучение лит- ры | Опрос |
3. | Система гласных фонем | ПЗ | Выполнение упражнений | Проверка тетради |
4. | Система согласных фонем | ПЗ | Выполнение упражнений | Проверка тетради |
5. | Основные законы строения слога | ПЗ | Выполнение упражнений | Проверка тетради |
6. | Палатализации в праславянском языке | Л, С | Выполнение упражнений | Проверка тетради |
7. | Закон возрастающей сзвучности | ПЗ | Выполнение упражнений | Проверка тетради |
8. | Система частей речи | Л, ПЗ | Изучение лит- ры | Проверка тетради |
9. | Именное склонение | Л, ПЗ | Изучение лит- ры | Проверка тетради |
10. | Категории количества и качества | Л, ПЗ | Изучение лит- ры | Проверка тетради |
11. | Глагольные категории в старославянском языке | Л, ПЗ | Изучение лит- ры Выполнение упражнений | Проверка тетради |
12. | Синтаксические особенности | Л, ПЗ | Изучение лит- ры | Опрос |
4. Рабочая программа дисциплины
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Происхождение старославянского языка
Несоответствие традиционного названия дисциплины и её фактической двухпредметности (старославянский язык; история праславянского языка, преимущественно его фонологической системы).
Понятие о старославянском языке как первом письменно-литературном языке славянства. Место старославянского языка среди других славянских языков. Вопрос о его диалектной основе.
Время жизни старославянского языка, его превращение в церковнославянский язык. Региональные редакции (изводы) церковнославянского языка. Русский извод и его огромная роль в формировании русского литературного языка.
Современные славянские народы и их языки. Три группы славянских языков: восточнославянские, западнославянские и южнославянские языки. Генетическое родство славянских языков. Место славянских языков среди языков мира. Понятие об индоевропейской семье языков, о праиндоевропейском языке-основе и праславянском языке как генетическом источнике всех славянских языков. Праславянский язык как исходная для исторически засвидетельствованных славянских языков реконструируемая языковая система. Родственные связи славянских языков внутри индоевропейской семьи, их особая близость к балтийским языкам; проблема генетической связи и контактного развития балтийских и славянских языков. Вопрос о периодизации праславянского языка. Невозможность установления его абсолютной хронологии. Данные исторической фонологии как основа для реконструкции относительной хронологии фонетических процессов праславянского языка. Современная наука о прародине славян.
Основные методы исторического изучения языка. Сравнительно-исторический метод как главный, его проявления в методах внешней и внутренней реконструкции. Методы относительной хронологии, структурного анализа, сопоставительно-типологический метод.
Вклад ученых-славистов в изучение старославянского и праславянского языков (труды М.В.Ломоносова, А.Х.Востокова, Й.Добровского, В.Облака, П.Шафарика, Ф.Миклошича, В.Ягича, И.И.Срезневского, Ф.Ф.Фортунатова, И.А.Бодуэна де Куртенэ, А.Мейе, А.А.Шахматова, В.Н.Щепкина, А.М.Селищева, П.С.Кузнецова, С.Б. Бернштейна, О.Н. Трубачева и др.).
Значение дисциплины как первой в ряду учебных дисциплин диахронического цикла при изучении русского языка. Важность исторического подхода к изучению языка – постоянно развивающегося общественного явления. Лингвистическое, историко-культурное значение изучения старославянского языка. Роль дисциплины “Старославянский язык” в подготовке учителя-словесника.
Тема 2. Графика
Общественно-политические условия появления славянской письменности в середине IX в. Жизнь и культурно-просветительская деятельность славянских первоучителей – Константина Философа и Мефодия.
Глаголица и кириллица (сходство и различия). Источники обеих азбук. Вопрос об их происхождении. Константин – создатель первой славянской азбуки.
Состав букв и количество их в кириллице. Буквы гласных и их звуковые значения. Дублетные буквы. Буквы согласных и их звуковые значения. Буквы-лигатуры.
Проблема названий букв. Названия букв в составе фразеологизмов современного русского языка. Использование этих фразеологизмов в художественной литературе.
Диакритические знаки.
Числовые значения букв.
Начало формирования слогового принципа графики. Вопрос о йотованных буквах «а йотованное», «юс малый йотованный», «юс большой йотованный», «э йотованное».
Важнейшие глаголические и кириллические памятники X – XI вв., являющиеся источниками реконструкции языка кирилло-мефодиевских переводов.
Тема 3. Система гласных фонем
Система гласных фонем. Дифференциальные признаки: зона образования (ряд), подъем, назальность – неназальность, лабиализованность – нелабиализованность, сверхкраткость – несверхкраткость. Таблица, отражающая систему 11 гласных фонем. Носовые гласные; буквы «юс большой», «юс малый», их обозначавшие. Качество звука, обозначавшегося буквой «ять». Редуцированные фонемы <ь>, <ъ>, изолированность признака сверхкраткости – несверхкраткости. Сильные и слабые позиции редуцированных <ь>, <ъ>. Редуцированные [], []. Грамматическая и лексическая ограниченность функционирования [] и []. Сильные и слабые позиции [] и []. Обозначение на письме [] и [] – графические дублеты:
ъι и
[] + йотованная буква, [] + йотованная буква.
ъ ь
Вопрос о фонемном статусе [] и []. Позиционное варьирование гласных фонем, его ограниченность в сравнении с современным русским языком: 1) варьирование редуцированных <ь>, <ъ> в сильных и слабых позициях; 2) [˙а], [˙у], [˙] – позиционные вариации фонем <а>, <у>, <> в позиции после исконно мягких согласных.
Гласные слоговые сонанты [ро] и [ло], примыкавшие к системе вокализма. Обозначение слогового характера плавных на письме. Употребление в старославянских памятниках буквосочетаний ръ, лъ, рь, ль ( в положении между буквами согласных), в которых буквы ъ и ь обозначают не слоговость осгласных [р], [л], а соответствующие гласные звуки (ср.: трьгъ [т рогъ] и крьвь [кръв˙ь]).
Гласные в начале слова в старославянском языке в сравнении с древнерусским. Русизмы и церковнославянизмы по признаку начала слова в современном русском языке.
Тема 4. Система согласных фонем
Система согласных фонем. Их дифференциальные признаки: место образования, способ образования, глухость – звонкость, твердость – мягкость. Специфика состава согласных: фонем <ф>, <ф'>; отсутствие фонем сложные согласные <ж'д'> и <ш'т'>, наличие аффрикаты <д'з'> в ранний (кирилло-мефодиевский) период, которая в поздний период изменилась в <з’>.
Специфика признака глухости – звонкости: отсутствие позиции нейтрализации и соотносительности пар глухих – звонких фонем, в отличие от современного русского языка. Исключение для приставок – предлогов на [з].
Специфика признака твердости – мягкости; полумягкие согласные как вариации твердых согласных фонем в положении перед гласными передней зоны. Четыре группы соглас˘ных по данному признаку и их сочетаемость с гласными: 1) непарные твердые согласные <к>, <г>, <х>, их сочетаемость (исключая заимствования) с гласными непередней зоны; 2) непарные мягкие согласные <ж'>, <ш'>, <ч'>, <ж'д'>, <ш'т'>, <ц'>, <j'>, их сочетаемость с гласными передней зоны и тремя гласными непередней зоны, продвигавшимися вперед: [˙а], [˙у], [˙]; 3) непарные твердо-смягченные согласные: <п(п˙)>, <б(б˙)>, <т(т˙)>, <д(д˙)>, <в(в˙)>, <м(м˙)>, их сочетаемость со всеми 11 гласными фонемами; 4) парные твердо-смягченные и соответствующие им мягкие согласные фонемы <р(р˙)> – <р'>, <л(л˙)> – <л'>, <н(н˙)> – <н'>, <з(з˙)> – <з'<д'з'>, <с(с˙)> – <с'>, их сочетаемость соответственно как у согласных третьей и второй групп; наличие восьми тождественных позиций, в которых они противопоставлены как самостоятельные фонемы: перед всеми гласными передней зоны и непередними <а>, <>, <у>. Отсутствие позиции нейтрализации и соотносительности парных твердых и мягких согласных фонем, в отличие от современного русского языка.
Тема 5. Основные законы строения слога
Особенности праславянской фонологической системы, унаследованные из праиндоевропейской (протославянский период). Свободное построение слога (наличие открытых и закрытых слогов).
Система консонантизма: взрывные согласные – глухие и звонкие, придыхательные и непридыхательные. Проблема согласного *b. Гуттуральные (заднеязычные) согласные. Вопрос о количестве рядов гуттуральных в связи с проблемой centum – satеm. “Глоттальная теория”.
Единственная фрикативная согласная фонема *s; *z – ее позиционный вариант.
Система вокализма: 5 пар гласных фонем; количественный признак как дифференциальный; дифтонги типа *i, *i *i и *i * i, *i ; дифтонгические сочетания *r(l), *r(l), *r(l); *m(n), *m(n), *m(n).
Проблема совпадения * и *. Вопрос о делабиализации гласных.
Система сонантов:
слоговые плавные и носовые (долгие и краткие): *r, *l, *m, *n;
неслоговые плавные и носовые сонанты *r, *l, *m, *n;
неслоговые сонанты *i, *u.
Специфика ударения. Индоевропейское чередование гласных. Качественный и количественный аблаут. Фонетические процессы протославянского периода. Переход *s в *h в позиции после *r, *rо, *k, *ū, i не перед согласными *t, *р, *k (закон Х. Педерсена). Появление *h путем аналогии. Проблема начального *h.
Вокализация слоговых сонантов.
Проблема сатэмовой палатализации / сатэмизации гуттуральных. Сатэмовая палатализация гуттуральных как первая праиндоевропейская палатализация (согласно двухрядной теории гуттуральных).
Упрощение системы взрывных согласных как следствие сатэмовой палатализаци(утрата лабиализованных заднеязычных, придыхательных согласных). Изменение *m>*n (в том числе в составе ДС). Начало процесса совпадения * и *.
Праславянский период.
Дефонологизация количественного признака гласных как процесс, не связанный с тенденцией к восходящей звучности. Возникновение 8 гласных фонем, в связи трансфолонизацией количественного признака гласных в признак подъема:
Трансформация индоевропейских чередований гласных на славянской почве.
Морфологическое значение чередования гласных.
Тема 6. Палатализации в праславянском языке
Первая палатализация заднеязычных.
Вторая палатализация. Новые данные о позднем ее характере.
Проблема третьей (прогрессивной) палатализации. Непоследовательность и необязательность в проявлении результатов третьей палатализации, обусловленные сложностью и противоречивостью множества действующих факторов: а) не только наличием гласных передней зоны, предшествующих заднеязычным, но и отсутствием после них гласных [ы], [ъ] и согласных; б) тем, что это прогрессивная аккомодация; в) тем, что это межслоговая (разнослоговая, гетеросиллабическая) аккомодация (ассимиляция, по И.А. Бодуэну де Куртенэ); г) влиянием морфологической аналогии. Территориальная ограниченность этой палатализации.
Смягчение в группах согласных перед гласными передней зоны; возникновение палатальных согласных в результате смягчения всех согласных и групп согласных под воздействием j («йотовая палатализация»).
Праславянские фонетические процессы, связанные с тенденцией к внутрислоговому сингармонизму:
возникновение 11 полумягких (смягченных, палатализованных) согласных перед гласными передней зоны как результат аккомодации звуков;
образование палатальных согласных в результате смягчения заднеязычных согласных в соседстве с гласными передней зоны.
Тема 7. Закон возрастающей звучности
Праславянские фонетические процессы, связанные с тенденцией к восходящей звучности (открытому слогу):
утрата конечных согласных;
возникновение протетических *j и *v (явления начала слова);
разрушение дифтонгов (2 способа разрушения дифтонгов в зависимости от позиции: перед гласными; перед согласными и на конце слова; появление на славянской почве чередований гласных с сочетаниями двух звуков как результат двоякого разрушения дифтонгов);
разрушение дифтонгических сочетаний гласных с носовыми согласными — монофтонгизация этих сочетаний в позиции перед согласными и на конце слова; возникновение носовых гласных из исконных ДС и новых ДС, из *е. Появление на славянской почве чередований носовых гласных с сочетаниями двух звуков (гласный + носовой согласный);
разрушение дифтонгических сочетаний гласных с плавными *r и *l:
в середине слова между согласными (*tort, *tolt, *tert, *telt) – возникновение трех рефлексов в разных диалектах праславянского языка; специфика изменения *telt у восточных славян;
в начале слова перед согласными (*ort, *olt) - неодинаковые рефлексы в разных диалектах праславянского языка, зависящие от интонации (восходящей или нисходящей);
изменение сочетаний редуцированных с плавными между согласными;
упрощение групп согласных.
Тема 8. Система частей речи
Именные и глагольные части речи. Состав частей речи. Имя существительное, его основные грамматические категории: род, число (ед., мн., дв.), падеж. Звательная форма. Категория собирательности. Вопрос о категории одушевлености. Система 6 типов склонений.
Местоимение. Две группы местоимений: личные 1 и 2 лица и возвратные; неличные местоимения. Специфика каждой из групп по характеру указательного значения, морфологическим признакам и по синтаксическим функциям.
Склонение личных и возвратного местоимений. Отсутствие личного местоимения 3-его лица. Способы указания на 3 лицо или предмет.
Неличные местоимения.Склонение. Два варианта: твердый и мягкий.
Специфика местоименного склонения. Склонение неличных местоимений, не различающих рода и числа: къто и чъто.
Глагол. Предикативные формы глагола.
Две основы глагола с синхронной и диахронной точек зрения.
Классы глаголов, выделяемые по диахронной основе настоящего времени, существовавшие в праславянском языке до образования носовых гласных.
Происхождение двух спряжений как двух типов окончаний в праславянском языке в период, когда при монофтонгизации дифтонгических сочетаний гласных с носовыми согласными образовывались носовые гласные в 1 л. ед.ч. и 3 л. мн.ч.
Необходимость реконструкции праславянских личных форм для показа классов глагола.
Тема 9. Именное склонение
Условный характер классификации типов склонений по древнейшим праиндоевропейским основам.
С основой на *-ā. Твердая и мягкая разновидности.
С основой на *-ŏ. Твердая и мягкая разновидности. Соотвествие падежных окончаний твердой и мягкой разновидностей в склонениях на *-ā и *-ŏ, возникшее в результате фонетических преобразований на конце слова. Чередования заднеязычных и свистящих согласных при образовании падежных форм. Специфика склонения слов типа отьць.
С основой на *-ŭ.
С основой на *-ĭ, специфика существительных с сонорными согласными перед флексией -ь.
С основой на *-ū.
С основой на согласные (консонантные основы, атематический тип). Фонетические преобразования суффиксов - признака консонантных основ.
Разносклоняемые существительные.
Отражение в памятниках письменности тенденции к взаимодействию склонений.
Происхождение падежных флексий.
Тема 10. Категории количества и качества
Имя прилагательное.
Семантические группы прилагательных (качественные, относительные, притяжательные). Грамматические категории (род, число, падеж) как словоизменительные категории.
Склонение именных прилагательных по двум типам склонения (*-ā и *-ŏ (обеих разновидностей)).
Образование местоименных (полных) прилагательных путем слияния именных (кратких) прилагательных с указательными местоимениями в праславянском языке. Три способа слияния.
Склонение полных прилагательных. Стяженные формы полных прилагательных.
Формы сравнительной степени (именные, краткие; местоименные, полные).
Склонение кратких форм. Супплетивные формы сравнительной степени. Образование и склонение полных форм сравнительной степени.
Способы выражения значения превосходной степени в старославянском языке.
Счетные слова (слова, обозначавшие числа).
Отсутствие числительного как самостоятельной части речи в исходной морфологической системе. Названия и специфика слов первого и второго десятка, десятков, сотен. Склонение счетных слов. Именные и членные формы слов, обозначавших порядок предметов при счете.
Тема 11. Глагольные категории в старославянском языке
Грамматические категории: наклонение, время, лицо, число, залог; вид как специфически славянская категория, тесно связанная с категорией времени.
Настоящее время. Чередование согласных к // ч, г // ж у глаголов настоящего времени 1 спряжения (1 класса), результаты «йотовой» палатализации в 1 л. ед. ч. у глаголов 2 спряжения (IV класса).
Спряжение бывших нетематических глаголов (V класс).
Система форм будущего времени: будущее простое, будущее I сложное, будущее II сложное.
Система форм прошедшего времени: простые (синтетические) и сложные (аналитические) формы.
Аорист - синтетическая форма прошедшего времени со значением прошлого действия как целостного акта, не соотносимого с моментом речи. Три типа аориста в старославянском языке: простой, сигматический древний: от основ инфинитива на гласный, на согласный; сигматический аорист нового типа.
Имперфект как синтетическая форма прошедшего времени со значением длительного или многократно повторявшегося действия. Морфологические показатели имперфекта. Отражение в поздних памятниках сближения форм имперфекта с формами сигматического аориста, стяженных форм имперфекта.
Перфект - аналитическая форма прошедшего времени, обозначавшая наличное состояние, являвшееся результатом действия, совершенного в прошлом. Отражение этого значения в структуре перфекта.
Плюсквамперфект - аналитическая форма прошедшего времени, имевшая относительное временное значение (обозначение действия или состояния, предшествовавшего другому прошедшему действию или состоянию). Отражение этого значения в структуре плюсквамперфекта.
Ирреальные наклонения. Образование повелительного наклонения. Сослагательное (условное) наклонение как аналитическая форма. Связь вспомогательного глагола с оптативом (желательным наклонением).
Непредикативные (именные) формы глагола.
Причастие - глагольная именная форма, характеризовавшаяся как глагольными категориями, так и категориями прилагательного. Действительные причастия настоящего времени. Действительные причастия прошедшего времени. Образование и склонение. Действительные причастия прошедшего времени (несклоняемые). Страдательные причастия как специализированные формы выражения страдательного залога в п