…сивных конструкциях. Страдательные причастия настоящего времени. Страдательные причастия прошедшего времени.

Инфинитив - неизменяемая именная форма глагола.

Супин - неизменяемая именная форма глагола, служащая для указания на цель движения при глаголах движения.

 

Тема 12. Синтаксические особенности

Простое предложение. Подлежащее. Сказуемое. Способы выражения. Особенности согласования сказуемого с подлежащим. Особенности беспредложного управления. Конструкции с двойными падежами.

Специфика сложного предложения. Союзы и союзные слова в сложном предложении.

Оборот «дательный самостоятельный». Его структура и значения. Перевод на современный русский язык. Разные гипотезы о его происхождении.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 Рекомендуемая литература

 

ОСНОВНАЯ:

1.            Хабургаев Г.А. Старославянский язык. М., 1986.

2.            Хабургаев Г.А. Превые столетия славянской письменной культуры. М., 1994.

3.            Горшков А.И. Старославянский язык. М., 1974.

4.            Иванова Т.А. Старославянский язык. СПб., 1998, (2-е изд.).

5.            Горшкова О.В., Хмелевская Т.А. Сборник упражнений по старославянскому языку. М., 1985.

6.            Бондалетов В.Д., Самсонов Н.Г., Самсонова Л.Н. Старославянский язык: Сборник упражнений. М., 2000.

7.            Стеценко А.А. Хрестоматия по старославянскому языку. М., 1984.

8.            Теория и история языка. /Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 032900 – Русский язык и литература, М., 2001.

дОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: 

1.            Бернштейн С.Б. Очерк сравнительной грамматики славянских языков. М., 1961.

2.            Бернштейн С.Б. Очерк сравнительной грамматики славянских языков. Чередование. Именные основы. М., 1974.

3.            Бернштейн С.Б. Константин-философ и Мефодий: Начальные главы из истории славянской письменности. М., 1984.

4.            Бирнбаум Х. Праславянский язык: достижения и проблемы в его реконструкции. М., 1987.

5.            Вайан А. Руководство по старославянскому языку. М., 1952.

6.            Ван-Вейк Н. История старославянского языка. М., 1957.

7.            Гамкрелидзе Т.В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тбилиси, 1984.

8.            Иванова Т.А. О названиях старославянских букв и о порядке их в алфавите // Вопросы языкознания,1969. № 6.

9.            Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. М., 1988.

10.        Кондрашов Н.А. Славянские языки. М., 1963.

11.        Кузнецов П.С. Очерки по морфологии праславянского языка. М., 1961.

12.        Львов А.С. Очерки по лексике памятников старославянской письменности. М., 1966.

13.        Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков. М.-Л., 1938.

14.        Мейе А. Общеславянский язык. М., 1951. (2-е изд.: М., 2000).

15.        Селищев А.М. Старославянский язык. ч. 1-2. М., 1951-1952.

16.        Сказания о начале славянской письменности. М., 1981.

17.        Цейтлин Р.М. Лексика старославянского языка: Опыт анализа мотивированных слов по данным древнеболгарских рукописей X-XI вв. М., 1977.

18.        Цейтлин Р.М. О содержании термина «старославянский язык» // Вопросы языкознания, 1987. № 4.

19.        Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. М., 1958.

20.        Старославянский словарь. М., 1994.

21.        Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 1-4. М., 1964-1973. (3-е русское изд. М., 1996).

22.        Этимологический словарь славянских языков: Праславянский лексический фонд. / Под ред. О.Н. Трубачева. М., 1974-2001.(1-28 выпуск).

 

МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

оборудованные аудитории;

различные технические средства обучения;

аудио-видеоаппаратура;

наглядные пособия.

 

Примерный перечень вопросов к зачету

1.            Система гласных фонем старославянского языка и их буквенное обозначение.

2.            Фонемы <ъ> и <ь>. Их сильные и слабые позиции.

3.            Редуцированные [] и []. Их сильные и слабые позиции. Способы обозначения на письме.

4.            Система согласных фонем старославянского языка и их буквенное обозначение.

5.            Специфика ДП «глухость - звонкость» согласных в старославянском языке.

6.            Классификация согласных фонем старославянского языка по твердости - мягкости, их сочетаемость с гласными.

7.            Специфика ДП «твердость - мягкость» согласных фонем в старославянском языке.

8.            Слоговые плавные старославянского языка, их обозначение на письме. Отличие слоговых плавных от сочетаний плавного с редуцированным гласным в позиции между согласными в корне слова.

9.            Структура слога и система вокализма протославянского диалекта праиндоевропейского языка.

10.        Система консонантизма протославянского диалекта праиндоевропейского языка. Вопрос о количестве рядов гуттуральных в связи с проблемой centum – satem.

11.        Происхождение славянского звука [х].

12.        Система сонантов в протославянском диалекте праиндоевропейского языка.

13.        Вокализация слоговых сонантов в протославянском диалекте праиндоевропейского языка и ее последствия.

14.        Сатэмовая палатализация заднеязычных как первая праславянская (праиндоевропейская) палатализация и ее последствия.

15.        Дефонологизация количественного признака гласных в праславянском языке, ее последствия. Возникновение праславянских гласных из долгих и кратких праиндоевропейских гласных.

16.        Гласные праславянского языка дифтонгического происхождения.

17.        Разрушение дифтонгических сочетаний с носовыми согласными. Возникновение носовых гласных. Возникновение носовых гласных, восходящих к праиндоевропейским носовым слоговым сонантам. Появление на славянской почве чередований носовых гласных с сочетаниями двух звуков (гласный + носовой согласный).

18.        Разрушение дифтонгических сочетаний *or, *ol, *er, *el в середине слова между согласными в разных диалектах праславянского языка. Специфика изменения *telt у восточных славян.

19.        Первая палатализация заднеязычных в праславянском языке и ее последствия.

20.        Вторая палатализация заднеязычных в праславянском языке и ее последствия.

21.        Третья палатализация заднеязычных в праславянском языке и ее последствия.

22.        «Йотовая» палатализация *r, *l, *n; *s, *z, *k, *g, *h в праславянском языке и ее последствия.

23.        Судьба зубных *t, *d, губных *p, *b, *v, *m в сочетании с последующим *<j> в разных диалектах праславянского языка.

24.        Изменение *stj, *skj, *zdj, *zgj в разных диалектах праславянского языка.

25.        Принципы классификации типов склонения существительных в современном русском и праиндоевропейском языках. Условный характер классификации типов склонения по древнейшим праиндоевропейским основам в старославянском языке.

26.        Распределение существительных по типам склонений (*-ā,  *-ū).

27.        Склонение существительных с основой на *-ā. Соответствие падежных окончаний твердой и мягкой разновидностей.

28.        Распределение существительных по типам склонения  *-ĭ.

29.        Склонение существительных с основой на *-ŏ. Соответствие падежных окончаний твердой и мягкой разновидностей. Специфика склонения существительных типа отьць.

30.        Склонение существительных с основой на *-ū. Отражение в этом типе склонения праиндоевропейского чередования гласных-монофтонгов с дифтонгом.

31.        Распределение существительных по типам склонений  *-ū.

32.        Склонение существительных с основой на  *-ŏ.

33.        Распределение существительных по типам склонений (консонантный тип). Разносклоняемые существительные.

34.        Склонение существительных с основой на *-ū. Отражение в этом типе склонения праиндоевропейского чередования гласного-монофтонга с дифтонгом.

35.        Склонение существительных с древнейшей основой на согласные. Разносклоняемые существительные.

36.        Краткие прилагательные в старославянском языке. Их синтаксические функции и склонение.

37.        Образование полных прилагательных в праславянском языке. Их склонение в старославянском языке. Стяженные формы полных прилагательных.

38.        Простой аорист, его образование и спряжение.

39.        Древний сигматический аорист, его образование и спряжение.

40.        Новый сигматический аорист, его образование и спряжение.

41.        Две основы глагола с синхронной и диахронной точек зрения.

42.        Происхождение двух спряжений глагола в праславянском языке.

43.        Настоящее время глагола.

44.        Будущее простое время глагола.

45.        Сложные формы будущего времени.

46.        Перфект.

47.        Плюсквамперфект.

48.        Повелительное и сослагательное наклонения глагола.

49.        Имперфект.

 

методические рекомендации

Дисциплина "Старославянский язык" занимает важное место в филологической подготовке учителя-словесника.

Специфика дисциплины – в ее фактической двухпредметности. Студенты изучают два предмета: старославянский язык и праславянский язык.

Старославянский язык, представляя "тип интерславянского языка" (В.В. Виноградов), являясь первым письменно-литературным языком славян, сыграл огромную роль в развитии русского литературного языка как сложного взаимодействия живого русского языка и церковнославянских элементов, генетически связанных со старославянским языком.

И с этой точки зрения курс собственно старославянского языка имеет в качестве учебной перспективы изучение истории русского литературного языка.

В дисциплине "Старославянский язык" по сложившейся традиции изучается история фонологической системы и – фрагментарно – история морфологического строя праславянского языка как генетического источника всех славянских языков. В разделе IV "История праславянской фонологической системы", разработанном в компаративистике наиболее полно, сделана попытка представить историю этой системы на базе обобщения новейших достижений славянского и индоевропейского (протославянский период) сравнительно-исторического языкознания. При этом программа, намечая круг вопросов, подлежащих изучению, не требует от преподавателя жесткой концепции изложения материала. Именно этот раздел, выполняя роль историко-лингвистического введения в научное изучение русского и других славянских языков, является  основой для дальнейшей работы студентов над курсом "Историческая грамматика русского языка".

Данная программа, опираясь на опыт других программ, несколько отличается от них как по структуре, так и по содержанию:

изложение фонетики старославянского языка предшествует изложению фонетических процессов праславянской эпохи – это связано с дидактическим принципом доступности обучения: знакомство студентов с фонетикой старославянского языка идет параллельно с освоением раздела "Фонетика. Фонология" в курсе "Введение в языкознание", изучением латинского языка; более подробно представлен раздел "Фонетика старославянского языка";

введен новый раздел "Графика", необходимый для подготовки учителя-словесника;

раздел "История праславянской фонологической системы" содержит:

новые сведения, касающиеся истоков формирования праславянской фонологической системы (протославянский период);

фонетические процессы праславянского периода – в связи с ограниченностью времени, отведенного на лекции, – сгруппированы согласно двум основным тенденциям, действовавшим в истории праславянского языка: тенденции к восходящей звучности и тенденции к внутрислоговому сингармонизму.

Вопросы лексики и словообразования из-за ограниченного количества учебных часов предлагаются для изучения на спецсеминарах и спецкурсах.

Очень важно заострить внимание студентов на разграничении понятий "старославянский язык", "праславянский язык", "церковнославянсий язык", "древнерусский (общевосточнославянский) язык".

Необходимо наполнить реальным содержанием ряд терминов и понятий: "буква гласного", "буква согласного", "фонема", "позиционный вариант фонемы", "дифтонг", "дифтонгическое сочетание", "внутрислоговой сингармонизм", "монофтонгизация дифтонгов" и др.

Важно акцентировать внимание студентов на сущности двух законов – открытого слога и внутрислогового сингармонизма как ведущих тенденций, обусловивших коренную перестройку фонетической системы праславяснкого языка и вскрывающих побудительные причины большей части фонетических явлений (разрушение дифтонгов и дифтонгических сочетаний, возникновение носовых гласных, палатализации заднеязычных, "йотовая" палатализация согласных и др.); при этом методически целесообразной представляется группировка фонетических явлений праславянского языка вокруг этих двух законов;

Следует рекомендовать студентам заучивать парадигмы склонения существительных, именных форм прилагательных, спряжения глаголов настоящего (простого будущего) времени уже в первом семестре (чтобы это заучивание было осмысленным, желательно связывать вопросы морфологии с фонетическими явлениями праславянского языка: так, соответствие флексий  твердой и мягкой разновидностей склонения на *-ā становится очевидным и закономерным с точки зрения дифтонгического происхождения этих флексий).

Необходимо показать происхождение двух типов флексий настоящего (будущего простого) времени глагола (т.е. I и II спряжений), традиционно упускаемое из вида и относящееся к праславянской эпохе, уточнив при этом, что понятие глагольного класса в синхронической и диахронической славистике не совпадает.

Следует уделять внимание фонетической транскрипции при изучении фонетической системы старославянского языка.

Очень важно осуществлять постоянную, органическую связь с древнерусским (особенно периода X – XI вв.) и современным русским языком, вести процесс обучения с "опережающей тенденцией" (так, изучая позиции редуцированных, студенты должны "видеть" последствия падения этих звуков).

 

 

 

5. Методическое обеспечение аудиторной работы 

 

Тематика и планы практических занятий:

 

Тема 1. Происхождение старославянского языка.

Контроль результатов деятельности студентов по изучению научной, учебной  и  учебно – методической  литературы. Проверка домашнего задания. Работа у доски. Выполнение практических заданий.

Вопросы для обсуждения:

1.     Важность изучения старославянского языка для филолога-русиста.

2.     Основные причины принятия славянами письменности.

3.     Деятельность Кирилла и Мефодия.

4.     Основные памятники старославянского языка.

Литература:

9.            Камчатнов А.М. Старославянский язык. М., 2006.

10.        Хабургаев Г.А. Старославянский язык. М., 1986.

11.        Горшков А.И. Старославянский язык. М., 1974.

12.        Иванова Т.А. Старославянский язык. СПб., 1998, (2-е изд.).

13.        Бондалетов В.Д., Самсонов Н.Г., Самсонова Л.Н. Старославянский язык: Сборник упражнений. М., 2000.

 

         Тема 2. Графика

Контроль результатов деятельности студентов по изучению научной, учебной  и  учебно – методической  литературы. Проверка домашнего задания. Работа у доски. Выполнение практических заданий.

Вопросы для обсуждения:

1.     Кириллица и глаголица, их происхождение.

2.     Дублетные буквы, их значение.

3.     Функции лигатур.

Литература:

1.           Камчатнов А.М. Старославянский язык. М., 2006.

2.            Хабургаев Г.А. Старославянский язык. М., 1986.

3.            Горшков А.И. Старославянский язык. М., 1974.

4.            Иванова Т.А. Старославянский язык. СПб., 1998, (2-е изд.).

5.            Бондалетов В.Д., Самсонов Н.Г., Самсонова Л.Н. Старославянский язык: Сборник упражнений. М., 2000.

 

         Тема 3. Система гласных фонем

Контроль результатов деятельности студентов по изучению научной, учебной  и  учебно – методической  литературы. Проверка домашнего задания. Работа у доски. Выполнение практических заданий.

Вопросы для обсуждения:

1.     Дифференциальные признаки гласных.

2.     Произношение редуцированных гласных.

3.     Особые позиции редуцированных.

Литература:

1.           Камчатнов А.М. Старославянский язык. М., 2006.

2.            Хабургаев Г.А. Старославянский язык. М., 1986.

3.            Горшков А.И. Старославянский язык. М., 1974.

4.            Иванова Т.А. Старославянский язык. СПб., 1998, (2-е изд.).

5.            Бондалетов В.Д., Самсонов Н.Г., Самсонова Л.Н. Старославянский язык: Сборник упражнений. М., 2000.

 

Тема 4. Система согласных фонем

Контроль результатов деятельности студентов по изучению научной, учебной  и  учебно – методической  литературы. Проверка домашнего задания. Работа у доски. Выполнение практических заданий.

Вопросы для обсуждения:

1.     Дифференциальные признаки согласных.

2.     Слоговые плавные.

3.     Понятие о полумягкости.

4.     Группы согласных по твердости-мягкости.

Литература:

1.     Камчатнов А.М. Старославянский язык. М., 2006.

2.            Хабургаев Г.А. Старославянский язык. М., 1986.

3.            Горшков А.И. Старославянский язык. М., 1974.

4.            Иванова Т.А. Старославянский язык. СПб., 1998, (2-е изд.).

5.            Бондалетов В.Д., Самсонов Н.Г., Самсонова Л.Н. Старославянский язык: Сборник упражнений. М., 2000.

 

    Тема 5. Основные законы строения слога.

Контроль результатов деятельности студентов по изучению научной, учебной  и  учебно – методической  литературы. Проверка домашнего задания. Работа у доски. Выполнение практических заданий.

Вопросы для обсуждения:

1.     Закон внутрислогового сингармонизма.

2.     Закон открытого слога.

3.     Праславянские фонетические изменения.

4.     Древнейшие фонетические процессы.

Литература:

1.     Камчатнов А.М. Старославянский язык. М., 2006.

2.            Хабургаев Г.А. Старославянский язык. М., 1986.

3.            Горшков А.И. Старославянский язык. М., 1974.

4.            Иванова Т.А. Старославянский язык. СПб., 1998, (2-е изд.).

5.            Бондалетов В.Д., Самсонов Н.Г., Самсонова Л.Н. Старославянский язык: Сборник упражнений. М., 2000.

 

    Тема 6. Палатализации в праславянском языке.

Контроль результатов деятельности студентов по изучению научной, учебной  и  учебно – методической  литературы. Проверка домашнего задания. Работа у доски. Выполнение практических заданий.

Вопросы для обсуждения:

1.     Первая палатализация.

2.     Вторая палатализация.

3.     Третья палатализация.

4.     Йотовая палатализация.

Литература:

1.           Камчатнов А.М. Старославянский язык. М., 2006.

2.            Хабургаев Г.А. Старославянский язык. М., 1986.

3.            Горшков А.И. Старославянский язык. М., 1974.

4.            Иванова Т.А. Старославянский язык. СПб., 1998, (2-е изд.).

5.            Бондалетов В.Д., Самсонов Н.Г., Самсонова Л.Н. Старославянский язык: Сборник упражнений. М., 2000.

 

    Тема 7. Закон возрастающей звучности.

Контроль результатов деятельности студентов по изучению научной, учебной  и  учебно – методической  литературы. Проверка домашнего задания. Работа у доски. Выполнение практических заданий.

Вопросы для обсуждения:

1.     Группы звуков по степени звучности.

2.     Монофтонгизация в различных условиях.

3.     Метатеза плавных.

4.     Судьба конечных слогов.

Литература:

1.     Камчатнов А.М. Старославянский язык. М., 2006.

2.     Хабургаев Г.А. Старославянский язык. М., 1986.

3.     Горшков А.И. Старославянский язык. М., 1974.

4.     Иванова Т.А. Старославянский язык. СПб., 1998, (2-е изд.).

5.     Бондалетов В.Д., Самсонов Н.Г., Самсонова Л.Н. Старославянский язык: Сборник упражнений. М., 2000.

 

             Тема 8. Система частей речи.

Контроль результатов деятельности студентов по изучению научной, учебной  и  учебно – методической  литературы. Проверка домашнего задания. Работа у доски. Выполнение практических заданий.

Вопросы для обсуждения:

1.     Противопоставление именных и глагольных частей речи.

2.     Имена и местоимения.

3.     Общие глагольные категории.

4.     Служебные части речи.

Литература:

1.     Камчатнов А.М. Старославянский язык. М., 2006.

2.     Хабургаев Г.А. Старославянский язык. М., 1986.

3.     Горшков А.И. Старославянский язык. М., 1974.

4.     Иванова Т.А. Старославянский язык. СПб., 1998, (2-е изд.).

5.     Бондалетов В.Д., Самсонов Н.Г., Самсонова Л.Н. Старославянский язык: Сборник упражнений. М., 2000.

 

    Тема 9. Именное склонение.

Контроль результатов деятельности студентов по изучению научной, учебной  и  учебно – методической  литературы. Проверка домашнего задания. Работа у доски. Выполнение практических заданий.

Вопросы для обсуждения:

1.     Происхождение именного склонения.

2.     Тематические типы склонений.

3.     Склонение консонантного типа.

4.     Твердая и мягкая разновидности склонений.

Литература:

1.     Камчатнов А.М. Старославянский язык. М., 2006.

2.     Хабургаев Г.А. Старославянский язык. М., 1986.

3.     Горшков А.И. Старославянский язык. М., 1974.

4.     Иванова Т.А. Старославянский язык. СПб., 1998, (2-е изд.).

5.     Бондалетов В.Д., Самсонов Н.Г., Самсонова Л.Н. Старославянский язык: Сборник упражнений. М., 2000.

 

    Тема 10. Категории количества и качества.

Контроль результатов деятельности студентов по изучению научной, учебной  и  учебно – методической  литературы. Проверка домашнего задания. Работа у доски. Выполнение практических заданий.

Вопросы для обсуждения:

1.     Происхождение имени прилагательного.

2.     Развитие местоименных форм прилагательного.

3.     Частеречная принадлежность счетных слов.

4.     Грамматические и синтаксические особенности счетных слов.

Литература:

1.     Камчатнов А.М. Старославянский язык. М., 2006.

2.     Хабургаев Г.А. Старославянский язык. М., 1986.

3.     Горшков А.И. Старославянский язык. М., 1974.

4.     Иванова Т.А. Старославянский язык. СПб., 1998, (2-е изд.).

5.     Бондалетов В.Д., Самсонов Н.Г., Самсонова Л.Н. Старославянский язык: Сборник упражнений. М., 2000.

 

    Тема 11. Глагольные категории в старославянском языке.

Контроль результатов деятельности студентов по изучению научной, учебной  и  учебно – методической  литературы. Проверка домашнего задания. Работа у доски. Выполнение практических заданий.

Вопросы для обсуждения:

1.     Вопрос о простом будущем времени.

2.     Классы глаголов.

3.     Образование и спряжение аориста.

4.     Образование и спряжение имперфекта.

Литература:

1.     Камчатнов А.М. Старославянский язык. М., 2006.

2.     Хабургаев Г.А. Старославянский язык. М., 1986.

3.     Горшков А.И. Старославянский язык. М., 1974.

4.     Иванова Т.А. Старославянский язык. СПб., 1998, (2-е изд.).

5.     Бондалетов В.Д., Самсонов Н.Г., Самсонова Л.Н. Старославянский язык: Сборник упражнений. М., 2000.

 

    Тема 12. Синтаксические особенности.

Контроль результатов деятельности студентов по изучению научной, учебной  и  учебно – методической  литературы. Проверка домашнего задания. Работа у доски. Выполнение практических заданий.

Вопросы для обсуждения:

1.     Оборот «дательный самостоятельный».

2.     Беспредложное управление в старославянском языке.

3.     Оформление прямой речи в старославянском языке.

Литература:

1.     Камчатнов А.М. Старославянский язык. М., 2006.

2.     Хабургаев Г.А. Старославянский язык. М., 1986.

3.     Горшков А.И. Старославянский язык. М., 1974.

4.     Иванова Т.А. Старославянский язык. СПб., 1998, (2-е изд.).

5.     Бондалетов В.Д., Самсонов Н.Г., Самсонова Л.Н. Старославянский язык: Сборник упражнений. М., 2000.

 

 

 

 

         6. Используемые инновационные методы в процессе преподавания дисциплины

В процессе обучения должны активно применяться инновационные компьютерные технологии, основанные на операционных системах Windows, программы Microsoft Word. Обязательным является использование специальных шрифтов, с помощью которых максимально точно передаются старославянские тексты и начертания отдельных букв.

При проведении занятий в аудитории используется интерактивное оборудование (компьютер, мультимедийный проектор), что позволяет значительно активизировать процесс обучения.

 

7. Методическое обеспечение самостоятельной работы 

 

Тематика реферативных обзорных письменных заданий, методические рекомендации по их выполнению:

1.            Происхождение старославянского языка. Славяне к IX веку. Деятельность Константина и Мефодия.

2.            Памятники старославянского языка.

3.            Глаголица и кириллица. Происхождение, звуковое значение букв.

4.            Гласные в начале слова.

5.            Смягчение в группах согласных.

6.            Упрощение групп согласных.

7.            Грамматические категории имени существительного. Развитие праславянского единого имени.

8.            Происхождение числительных, их формы в праславянском и старославянском языках.

9.            Происхождение именного склонения, преобразование исконных форм.

10.        Происхождение первичных и вторичных окончаний.

По итогам проведённого обзора составляется конспект, который сдаётся для проверки и оценки преподавателю. По итогам выполнения практического задания составляется таблица, содержащая образцы склонения и спряжения.

 

Тематика курсовых работ:

1.            Вопрос о диалектной основе старославянского языка.

2.            Региональные редакции (изводы) церковнославянского языка. Русский извод и его огромная роль в формировании русского литературного языка.

3.            Современные славянские народы и их языки. Генетическое родство славянских языков.

4.            Проблема генетической связи и контактного развития балтийских и славянских языков.

5.            Вопрос о периодизации праславянского языка.

6.            Проблема происхождения славянских азбук – глаголицы и кириллицы. Источники обеих азбук.

7.            Проблема названий букв.

8.            Напряженные редуцированные [] и [] в старославянском языке; их происхождение в праславянском языке. Вопрос о фонемном статусе [] и [].

9.            Вопрос о количестве рядов гуттуральных (заднеязычных) в связи с проблемой centum – satem.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1.     Распределение существительных по типам склонения. Парадигмы именного склонения (заучивание наизусть).

2.     Местоимение (конспект).

3.     Парадигмы местоименного склонения. Склонение личных и возвратного местоимений (заучивание наизусть).

4.     Парадигмы твердой и мягкой разновидностей местоименного склонения. Склонение указательных местоимений (заучивание наизусть).

5.     “Счетные” слова (конспект).

6.     Парадигмы спряжения глаголов в настоящем времени, аористе и имперфекте (заучивание наизусть).

7.     Формы будущего времени. Вопрос о простом будущем в старославянском языке. Первое и второе сложное будущее: значение и образование форм.

8.     Неизменяемые глагольные формы: инфинитив, супин.

9.     Наречие в старославянском языке.

Самостоятельная работа преследует цель закрепить, углубить и расширить знания, полученные студентами в ходе аудиторных занятий, а также сформировать навыки работы с научной, учебной и учебно – методической литературой, развивать творческое,  продуктивное мышление обучаемых, их  креативные качества. Основными формами самостоятельной работы являются: изучение основной и дополнительной литературы; реферативный обзор специальной литературы;  самостоятельная подготовка к семинарским и практическим занятиям.

 

Методические указания по проведению студентами реферативного обзора литературы

Реферативный обзор литературы осуществляется по итогам изучения наиболее актуальных тем курса или целого раздела и подразумевает составление отчета и представления его для проверки преподавателю.

Содержание реферативного обзора  как формы самостоятельной работы студента представляет собой индивидуальные  задания студентам, направленные на развитие у них навыков  работы с учебной и научной литературой.

 Задачи реферативного обзора как формы работы студентов состоят в развитии и закреплении следующих навыков студентов:

1) осуществление самостоятельного поиска в учебной и научной литературе разделов и тем по проблемам изучаемой дисциплины;

2) обобщение материалов  специализированных научных изданий;

3) формулирование  аргументированных выводов по реферируемым материалам;

4)  четкое и простое изложение  мыслей по поводу прочитанного. 

При выборе темы реферативного обзора необходимо исходить из возможности собрать необходимый для ее  написания конкретный материал в учебной и научной литературе.

 

8. Уровень требований и критерии оценок<… Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz