Айнетдинова Алсу

Дискуссия на тему «Активные процессы современного словообразования».

 

Вопрос: Вы говорите о заимствование суффиксов -ер- и -инг-, но слова «промоутер» и «имиджмейкер» целиком заимствованы из английского языка. Причем, значение -er- в английском - номинация лица по профессии. А существуют ли примеры слов, в которых суффикс -ер- присоединялся бы к русскому корню?

Ответ: Эти суффиксы являются интернациональными. Это очень сложный вопрос, так как он поднимает сразу три проблемы. Во-первых, какое слово воспринимать как заимствование? Во-вторых, как адаптируются заимствования? В-третьих, создают ли заимствования словообразовательные гнезда?

Мы смотрим на слово с точки зрения русского языка. Важен сам факт выделения этого суффикса. Соответственно, рассматривая морфемную структуру слова подобного слова, мы выделяем суффикс -инг-, так как в русском языке существует огромное количество слов с этим суффиксом, а -ing в английском - окончание. Доказательством «обрусения» этого суффикса является возникновение словообразовательного гнезда. Такие явления можно наблюдать довольно часто. Например, слово джентльмен. Первоначально, всё слово выделялось как корень, теперь -мен- выделяют как суффикс (вопрос о статусе этого элемента до конца не решен) со значением признака принадлежности к мужскому полу.

Вопрос: Чем обусловлен процесс свертывания наименований?

Ответ: Процесс свертывания наименований обусловлен законом языковой экономии.

Вопрос: В словах типа «Челябинский» произошло опрощение. В каком значении этот термин вами употреблен?

Ответ: В данном случае актуальны оба значения этого термина, так как мы можем здесь наблюдать действие исторических процессов.

Вопрос: Насколько продуктивен такой способ словообразование, как аббревиация?

Ответ: Весьма продуктивен. Проводилось исследование, в ходе которого было установлено, что существует путаница между аббревиатурами. Разные объекты действительности получают одинаковые названия, то есть возникает большое количество омонимов. Например, при употребление МГПИ большинство людей имеют в виду Ленинский университет (современный МПГУ). На наш взгляд, скоро лишнее исчезнет.

Вопрос: Говоря о тенденции усечении, Вы имеете в виду морфонологическое явление?

Ответ: Да.

Вопрос: Вы привели в качестве примера слово «докладная». Относится ли это к процессу усечения или мы имеем дело с субстантивацией?

Ответ: Здесь следует говорить о двух тенденциях. В чистом виде усечения мы можем наблюдать вот на этом примере: преподаватель > препод.

Вопрос: Расскажите немного подробнее о феномене суффикса -чане-.

Ответ: Он употребляется для удобства произношения (аналогично: кино - киношники). Такое явление можно рассматривать как разные морфы одной суффиксальной морфемы: -ан-// -чан- (половчане). Агглютинация - присоединение суффикса, в связи с приведенными Вами примерами употребление этого термина представляется излишним.

Вопрос: Существует такое направление деятельности (реклама) как изобретение новых хорошо звучащих или просто забавных слов. Часто эти слова не приживаются в языке, стоит ли обращать на них внимание?

Ответ: Во-первых, если слово встретилось вам более трёх раз, оно уже заслуживает внимания. Во-вторых, на примере этих слов можно наблюдать продуктивные в данный момент словообразовательные модели.

Вопрос: Вы говорите, что суффиксы -тель-, -тор-, -щик- развивают предметное значение. Как Вам кажется, с чем это связано?

Ответ: Данные суффиксы весьма продуктивны, а сейчас возникает большое количество новых предметов, требующих новых номинаций.

Итоги: Тема достаточно актуальная, так как процесс словообразования не останавливается, и очень интересная.

Решение заседания: Завести блокноты и записывать туда новые слова для последующей систематизации и анализа.

 

 

 

© 2009-2012, RUSOHOD

Сделать бесплатный сайт с uCoz