ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И МЕТОДИКИ

 

 

 

А.В.АЛЕКСЕЕВ

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины

 

СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК

 

для специальности

050300.62 Филологическое образование

профиль 540310 Литература и литературное редактирование

 

 

 

 

 

 

Москва - 2010


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И МЕТОДИКИ

 

 

А.В.АЛЕКСЕЕВ

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины

 

СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК

 

для специальности

050300.62 Филологическое образование

профиль 540310 Литература и литературное редактирование

 

Рекомендовано Ученым советом факультета________________________________

(протокол №________ от_____________________2010 года)

Председатель Ученого совета факультета

      ( подпись)

Одобрено кафедрой русского языка и методики

(протокол №________ от_____________________2010 года)

Зав. кафедрой русского языка и методики                          к.ф.н. А.В.Глазков

                                                                                      (подпись)

 

Москва - 2010

 

 

Составитель (ли): Алексеев Александр Валерьевич, к. филол. н., доцент кафедры русского языка и методики

 

Рецензент:

 

 

 

Учебно-методический комплекс разработан для студентов, обучающихся по специальности  050300.62 Филологическое образование, профиль 540310 Литература и литературное редактирование. — М.: Московский гуманитарный педагогический институт, кафедра русского языка и методики, 2010г .

 

 

Аннотация: Дисциплина «Старославянский язык» является дисциплиной специальности «Филологическое образование», которая изучается студентами 1-го курса. В учебно-методическом комплексе представлена учебная программа и тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы, приводятся вопросы для подготовки к зачету, варианты тестовых заданий.

 

 

 

 

 

© Московский гуманитарный педагогический институт, 2010

© Кафедра русского языка и методики, 2010

 

Москва – 2010 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

1.                Цели и задачи курса___________________________________________

2.                Требования к уровню освоения дисциплины_____________________

3.                Объем  дисциплины и виды учебной работы_____________________

4.                Рабочая программа дисциплины _______________________________

5.                Методическое обеспечение аудиторной работы___________________

6.                Используемые инновационные методы в процессе преподавания дисциплин ________________________________________________________

7.                Методическое обеспечение самостоятельной работы______________

8.                Уровень требований и критерии оценок_________________________

9.                Информационное обеспечение дисциплины______________________

10.           Приложение__________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Цели и задачи курса

Цель дисциплины - реализация принципа историзма в изучении языка как способа лингвистического мышления студентов.

Задачи дисциплины:

помочь будущему учителю ввести в школьное преподавание русского языка исторический аспект в разумной и доступной для детей мере;

продемонстрировать студентам системность и изменчивость языка выявить причинно-следственные связи различных языковых фактов;

подчеркнуть культурно-историческую роль старославянского языка в соответствии с требованиями социально-культурного развития эпохи средневековья;

показать лингвистическое значение данных старославянского языка и в плане реконструкции фонологической системы праславянского языка, и в плане его роли в развитии русского литературного языка.

Предметом дисциплины является первый письменный язык всех славян, возникший в результате перевода греческих богослужебных книг, а также праславянские фонетические и грамматические процессы, приведшие к формированию основных его особенностей.

 

 

2. Требования к уровню освоения дисциплины:

Cтуденты, изучившие дисциплину, должны

знать:

фонетическую и морфологическую системы старославянского языка;

историю фонологической системы праславянского языка с точки зрения относительной хронологии фонетических процессов;

основные факты истории морфологической системы праславянского языка;

уметь:

читать и переводить старославянские тексты;

выявлять причины разной интерпретации языковых фактов;

пользоваться этимологическими словарями;

владеть навыками:

транскрибирования старославянского языка;

реконструкции праславянских форм на разных этапах развития праславянского языка;

изменения различных частей речи.

 

 

3. Объем  дисциплины и виды учебной работы 

Объём дисциплины (в часах) и виды учебной работы

Виды занятий

Объем дисциплины, час

Название  специальностей

Общая трудоемкость

108

Аудиторные занятия:

Лекции(Л)

Семинары(С) и/или Практические занятия (ПЗ)

КСР

40

-

38

 

2

Самостоятельная работа

68

Форма итогового контроля

зачет

 

Учебно-тематический план:

Изучение дисциплины предусматривает проведение лекционных, семинарско - практических занятий и самостоятельную работу студентов.

№ п/п

Тема занятия

 


л

пр

КСР

С

 

1.  

Происхождение старославянского языка

-

2

 

5

 

2.  

Графика

-

3

 

5

 

3.  

Система гласных фонем

-

4

 

5

 

4.  

Система согласных фонем

-

4

 

5

 

5.  

Основные законы строения слога

-

3

 

6

 

6.  

Палатализации в праславянском языке

-

4

 

6

 

7.  

Закон возрастающей звучности

-

4

1

6

 

8.  

Система частей речи

-

2

 

6

 

9.  

Именное склонение

-

3

 

6

 

10.     

Категории количества и качества

-

3

 

6

 

11.     

Глагольные категории в старославянском языке

-

4

1

6

 

12.     

Синтаксические особенности

-

2

 

6

 

итого

0

38

2

68

 

108

 

 

 

Содержание самостоятельной работы и нормы контроля по темам дисциплин

п/п

Тема занятия

Л, С, ПЗ

Содержание самостоятельной работы

Форма контроля

1.    

Происхождение старославянского языка

ПЗ

Изучение лит- ры

Опрос

2.    

Графика

ПЗ

Изучение лит- ры

Опрос

3.    

Система гласных фонем

ПЗ

Выполнение упражнений

Проверка тетради

4.    

Система согласных фонем

ПЗ

Выполнение упражнений

Проверка тетради

5.    

Основные законы строения слога

ПЗ

Выполнение упражнений

Проверка тетради

6.    

Палатализации в праславянском языке

ПЗ

Выполнение упражнений

Проверка тетради

7.    

Закон возрастающей сзвучности

ПЗ

Выполнение упражнений

Проверка тетради

8.    

Система частей речи

ПЗ

Изучение лит- ры

Проверка тетради

9.    

Именное склонение

ПЗ

Изучение лит- ры

Проверка тетради

10.                        

Категории количества и качества

ПЗ

Изучение лит- ры

Проверка тетради

11.                        

Глагольные категории в старославянском языке

ПЗ

Изучение лит- ры

Выполнение упражнений

Проверка тетради

12.                        

Синтаксические особенности

ПЗ

Изучение лит- ры

Опрос

 

 

 

4. Рабочая программа дисциплины

 

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

         Тема 1. Происхождение старославянского языка

         Несоответствие традиционного названия дисциплины и её фактической двухпредметности (старославянский язык; история праславянского языка, преимущественно его фонологической системы).

Понятие о старославянском языке как первом письменно-литературном языке славянства. Место старославянского языка среди других славянских языков. Вопрос о его диалектной основе.

Время жизни старославянского языка, его превращение в церковнославянский язык. Региональные редакции (изводы) церковнославянского языка. Русский извод и его огромная роль в формировании русского литературного языка.

Современные славянские народы и их языки. Три группы славянских языков: восточнославянские, западнославянские и южнославянские языки. Генетическое родство славянских языков. Место славянских языков среди языков мира. Понятие об индоевропейской семье языков, о праиндоевропейском языке-основе и праславянском языке как генетическом источнике всех славянских языков. Праславянский язык как исходная для исторически засвидетельствованных славянских языков реконструируемая языковая система. Родственные связи славянских языков внутри индоевропейской семьи, их особая близость к балтийским языкам; проблема генетической связи и контактного развития балтийских и славянских языков. Вопрос о периодизации праславянского языка. Невозможность установления его абсолютной хронологии. Данные исторической фонологии как основа для реконструкции относительной хронологии фонетических процессов праславянского языка. Современная наука о прародине славян.

Основные методы исторического изучения языка. Сравнительно-исторический метод как главный, его проявления в методах внешней и внутренней реконструкции. Методы относительной хронологии, структурного анализа, сопоставительно-типологический метод.

Вклад ученых-славистов в изучение старославянского и праславянского языков (труды М.В.Ломоносова, А.Х.Востокова, Й.Добровского, В.Облака, П.Шафарика, Ф.Миклошича, В.Ягича, И.И.Срезневского, Ф.Ф.Фортунатова, И.А.Бодуэна де Куртенэ, А.Мейе, А.А.Шахматова, В.Н.Щепкина, А.М.Селищева, П.С.Кузнецова, С.Б. Бернштейна, О.Н. Трубачева и др.).

Значение дисциплины как первой в ряду учебных дисциплин диахронического цикла при изучении русского языка. Важность исторического подхода к изучению языка – постоянно развивающегося общественного явления. Лингвистическое, историко-культурное значение изучения старославянского языка. Роль дисциплины “Старославянский язык” в подготовке учителя-словесника.

 

Тема 2. Графика

Общественно-политические условия появления славянской письменности в середине IX в. Жизнь и культурно-просветительская деятельность славянских первоучителей – Константина Философа и Мефодия.

Глаголица и кириллица (сходство и различия). Источники обеих азбук. Вопрос об их происхождении. Константин – создатель первой славянской азбуки.

Состав букв и количество их в кириллице. Буквы гласных и их звуковые значения. Дублетные буквы. Буквы согласных и их звуковые значения. Буквы-лигатуры.

Проблема названий букв. Названия букв в составе фразеологизмов современного русского языка. Использование этих фразеологизмов в художественной литературе.

Диакритические знаки.

Числовые значения букв.

Начало формирования слогового принципа графики. Вопрос о йотованных буквах «а йотованное», «юс малый йотованный», «юс большой йотованный», «э йотованное».

Важнейшие глаголические и кириллические памятники X – XI вв., являющиеся источниками реконструкции языка кирилло-мефодиевских переводов.

 

Тема 3. Система гласных фонем

Система гласных фонем. Дифференциальные признаки: зона образования (ряд), подъем, назальность – неназальность, лабиализованность – нелабиализованность, сверхкраткость – несверхкраткость. Таблица, отражающая систему 11 гласных фонем. Носовые гласные; буквы «юс большой», «юс малый», их обозначавшие. Качество звука, обозначавшегося буквой «ять». Редуцированные фонемы <ь>, <ъ>, изолированность признака сверхкраткости – несверхкраткости. Сильные и слабые позиции редуцированных <ь>, <ъ>. Редуцированные [], []. Грамматическая и лексическая ограниченность функционирования [] и []. Сильные и слабые позиции [] и []. Обозначение на письме [] и [] – графические дублеты:

                  ъι                                                    и

 []             + йотованная буква,        []                + йотованная буква.

                  ъ                                                     ь

 

Вопрос о фонемном статусе [] и []. Позиционное варьирование гласных фонем, его ограниченность в сравнении с современным русским языком: 1) варьирование редуцированных <ь>, <ъ> в сильных и слабых позициях; 2) [˙а], [˙у], [˙] – позиционные вариации фонем <а>, <у>, <> в позиции после исконно мягких согласных.

Гласные слоговые сонанты [ро] и [ло], примыкавшие к системе вокализма. Обозначение слогового характера плавных на письме. Употребление  в старославянских памятниках буквосочетаний ръ, лъ, рь, ль ( в положении между буквами согласных), в которых буквы ъ и  ь обозначают не слоговость осгласных [р], [л], а соответствующие гласные звуки (ср.: трьгъ [т рогъ] и крьвь [кръв˙ь]).

Гласные в начале слова в старославянском языке в сравнении с древнерусским. Русизмы и церковнославянизмы по признаку начала слова в современном русском языке.

 

Тема 4. Система согласных фонем

Система согласных фонем. Их дифференциальные признаки: место образования, способ образования, глухость – звонкость, твердость – мягкость. Специфика состава согласных: фонем <ф>, <ф'>; отсутствие фонем сложные согласные <ж'д'> и <ш'т'>, наличие аффрикаты <д'з'> в ранний (кирилло-мефодиевский) период, которая в поздний период изменилась в <з’>.

Специфика признака глухости – звонкости: отсутствие позиции нейтрализации и соотносительности пар глухих – звонких фонем, в отличие от современного русского языка. Исключение для приставок – предлогов на [з].

Специфика признака твердости – мягкости; полумягкие согласные как вариации твердых согласных фонем в положении перед гласными передней зоны. Четыре группы соглас˘ных по данному признаку и их сочетаемость с гласными: 1) непарные твердые согласные <к>, <г>, <х>, их сочетаемость (исключая заимствования) с гласными непередней зоны; 2) непарные мягкие согласные <ж'>, <ш'>, <ч'>, <ж'д'>, <ш'т'>, <ц'>, <j'>, их сочетаемость с гласными передней зоны и тремя гласными непередней зоны, продвигавшимися вперед: [˙а], [˙у], [˙]; 3) непарные твердо-смягченные согласные: <п(п˙)>, <б(б˙)>, <т(т˙)>, <д(д˙)>, <в(в˙)>, <м(м˙)>, их сочетаемость со всеми 11 гласными фонемами; 4) парные твердо-смягченные и соответствующие им мягкие согласные фонемы <р(р˙)> – <р'>, <л(л˙)> – <л'>, <н(н˙)> – <н'>, <з(з˙)> – <з'<д'з'>, <с(с˙)> – <с'>, их сочетаемость соответственно как у согласных третьей и второй групп; наличие восьми тождественных позиций, в которых они противопоставлены как самостоятельные фонемы: перед всеми гласными передней зоны и непередними <а>, <>, <у>. Отсутствие позиции нейтрализации и соотносительности парных твердых и мягких согласных фонем, в отличие от современного русского языка.

 

Тема 5. Основные законы строения слога

Особенности праславянской фонологической системы, унаследованные из праиндоевропейской (протославянский период). Свободное построение слога (наличие открытых и закрытых слогов).

Система консонантизма: взрывные согласные – глухие и звонкие, придыхательные и непридыхательные. Проблема согласного *b. Гуттуральные (заднеязычные) согласные. Вопрос о количестве рядов гуттуральных в связи с проблемой centum – satеm. “Глоттальная теория”.

Единственная фрикативная согласная фонема *s; *z – ее позиционный вариант.

Система вокализма: 5 пар гласных фонем; количественный признак как дифференциальный; дифтонги типа  *i, *i   *i и *i * i, *i ;      дифтонгические сочетания *r(l), *r(l), *r(l); *m(n), *m(n), *m(n).

Проблема совпадения * и *. Вопрос о делабиализации гласных.

Система сонантов:

слоговые плавные и носовые (долгие и краткие): *r, *l, *m, *n;

неслоговые плавные и носовые сонанты *r, *l, *m, *n;

неслоговые сонанты *i, *u.

Специфика ударения. Индоевропейское чередование гласных. Качественный и количественный аблаут. Фонетические процессы протославянского периода. Переход *s в *h в позиции после *r, *rо, *k, *ū,  i не перед согласными *t, *р, *k (закон Х. Педерсена). Появление *h путем аналогии. Проблема начального *h.

Вокализация слоговых сонантов.                                                                                

Проблема сатэмовой палатализации / сатэмизации гуттуральных. Сатэмовая палатализация гуттуральных как первая праиндоевропейская палатализация (согласно двухрядной теории гуттуральных).

Упрощение системы взрывных согласных как следствие сатэмовой палатализаци(утрата лабиализованных заднеязычных, придыхательных согласных). Изменение *m>*n (в том числе в составе ДС). Начало процесса совпадения * и *.

Праславянский период.

Дефонологизация количественного признака гласных как процесс, не связанный с тенденцией к восходящей звучности. Возникновение 8 гласных фонем, в связи трансфолонизацией количественного признака гласных в признак подъема:

Трансформация индоевропейских чередований гласных на славянской почве.

Морфологическое значение чередования гласных.

 

Тема 6. Палатализации в праславянском языке

Первая палатализация заднеязычных.

Вторая палатализация. Новые данные о позднем ее характере.

Проблема третьей (прогрессивной) палатализации. Непоследовательность и необязательность в проявлении результатов третьей палатализации, обусловленные сложностью и противоречивостью множества действующих факторов: а) не только наличием гласных передней зоны, предшествующих заднеязычным, но и отсутствием после них гласных [ы], [ъ] и согласных; б) тем, что это прогрессивная аккомодация; в) тем, что это межслоговая (разнослоговая, гетеросиллабическая) аккомодация (ассимиляция, по И.А. Бодуэну де Куртенэ); г) влиянием морфологической аналогии. Территориальная ограниченность этой палатализации.

Смягчение в группах согласных перед гласными передней зоны; возникновение палатальных согласных в результате смягчения всех согласных и групп согласных под воздействием j («йотовая палатализация»).

Праславянские фонетические процессы, связанные с тенденцией к внутрислоговому сингармонизму:

возникновение 11 полумягких (смягченных, палатализованных) согласных перед гласными передней зоны как результат аккомодации звуков;

образование палатальных согласных в результате смягчения заднеязычных согласных в соседстве с гласными передней зоны.

 

Тема 7. Закон возрастающей звучности

Праславянские фонетические процессы, связанные с тенденцией к восходящей звучности (открытому слогу):

утрата конечных согласных;

возникновение протетических *j и *v (явления начала слова);

разрушение дифтонгов (2 способа разрушения дифтонгов в зависимости от позиции: перед гласными; перед согласными и на конце слова; появление на славянской почве чередований гласных с сочетаниями двух звуков как результат двоякого разрушения дифтонгов);

разрушение дифтонгических сочетаний гласных с носовыми согласными — монофтонгизация этих сочетаний в позиции перед согласными и на конце слова; возникновение носовых гласных из исконных ДС и новых ДС, из  *е. Появление на славянской почве чередований носовых гласных с сочетаниями двух звуков (гласный + носовой согласный);

разрушение дифтонгических сочетаний гласных с плавными *r и *l:

в середине слова между согласными (*tort, *tolt, *tert, *telt) – возникновение трех рефлексов в разных диалектах праславянского языка; специфика изменения *telt у восточных славян;

в начале слова перед согласными (*ort, *olt) - неодинаковые рефлексы в разных диалектах праславянского языка, зависящие от интонации (восходящей или нисходящей);

изменение сочетаний редуцированных с плавными между согласными;

упрощение групп согласных.

 

Тема 8. Система частей речи

Именные и глагольные части речи.  Состав частей речи. Имя существительное, его основные грамматические категории: род, число (ед., мн., дв.), падеж. Звательная форма. Категория собирательности. Вопрос о категории одушевлености. Система 6 типов склонений.

Местоимение. Две группы местоимений: личные 1 и 2 лица и возвратные; неличные местоимения. Специфика каждой из групп по характеру указательного значения, морфологическим признакам и по синтаксическим функциям.

Склонение личных и возвратного местоимений. Отсутствие личного местоимения 3-его лица. Способы указания на 3 лицо или предмет.

Неличные местоимения.Склонение. Два варианта: твердый и мягкий.

Специфика местоименного склонения. Склонение неличных местоимений, не различающих рода и числа: къто и чъто.

Глагол. Предикативные формы глагола.

Две основы глагола с синхронной и диахронной точек зрения.

Классы глаголов, выделяемые по диахронной основе настоящего времени, существовавшие в праславянском языке до образования носовых гласных.

Происхождение двух спряжений как двух типов окончаний в праславянском языке в период, когда при монофтонгизации дифтонгических сочетаний гласных с носовыми согласными образовывались носовые гласные в 1 л. ед.ч. и 3 л. мн.ч.

Необходимость реконструкции праславянских личных форм для показа классов глагола.

 

Тема 9. Именное склонение

Условный характер классификации типов склонений по древнейшим праиндоевропейским основам.

С основой на  *-ā. Твердая и мягкая разновидности.

С основой на *-ŏ. Твердая и мягкая разновидности. Соотвествие падежных окончаний твердой и мягкой разновидностей в склонениях на *-ā и  *-ŏ, возникшее в результате фонетических преобразований на конце слова. Чередования заднеязычных и свистящих согласных при образовании падежных форм. Специфика склонения слов типа отьць.

С основой на *-ŭ.

С основой на *-ĭ, специфика существительных с сонорными согласными перед флексией -ь.

С основой на *-ū.

С основой на согласные (консонантные основы, атематический тип). Фонетические преобразования суффиксов - признака консонантных основ.

Разносклоняемые существительные.

Отражение в памятниках письменности тенденции к взаимодействию склонений.

Происхождение падежных флексий.

 

Тема 10. Категории количества и качества

Имя прилагательное.

Семантические группы прилагательных (качественные, относительные, притяжательные). Грамматические категории (род, число, падеж) как словоизменительные категории.

Склонение именных прилагательных по двум типам склонения (*-ā и *-ŏ (обеих разновидностей)).

Образование местоименных (полных) прилагательных путем слияния именных (кратких) прилагательных с указательными местоимениями в праславянском языке. Три способа слияния.

Склонение полных прилагательных. Стяженные формы полных прилагательных.

Формы сравнительной степени (именные, краткие; местоименные, полные).

Склонение кратких форм. Супплетивные формы сравнительной степени. Образование и склонение полных форм сравнительной степени.

Способы выражения значения превосходной степени в старославянском языке.

Счетные слова (слова, обозначавшие числа).

Отсутствие числительного как самостоятельной части речи в исходной морфологической системе. Названия и специфика слов первого и второго десятка, десятков, сотен. Склонение счетных слов. Именные и членные формы слов, обозначавших порядок предметов при счете.

 

Тема 11. Глагольные категории в старославянском языке

Грамматические категории: наклонение, время, лицо, число, залог; вид как специфически славянская категория, тесно связанная с категорией времени.

Настоящее время. Чередование согласных к // ч, г // ж у глаголов настоящего времени 1 спряжения (1 класса), результаты «йотовой» палатализации в 1 л. ед. ч. у глаголов 2 спряжения (IV класса).

Спряжение бывших нетематических глаголов (V класс).

Система форм будущего времени: будущее простое, будущее I сложное, будущее II сложное.

Система форм прошедшего времени: простые (синтетические) и сложные (аналитические) формы.

Аорист - синтетическая форма прошедшего времени со значением прошлого действия как целостного акта, не соотносимого с моментом речи. Три типа аориста в старославянском языке: простой, сигматический древний: от основ инфинитива на гласный, на согласный; сигматический аорист нового типа.

Имперфект как синтетическая форма прошедшего времени со значением длительного или многократно повторявшегося действия. Морфологические показатели имперфекта. Отражение в поздних памятниках сближения форм имперфекта с формами сигматического аориста, стяженных форм имперфекта.

Перфект - аналитическая форма прошедшего времени, обозначавшая наличное состояние, являвшееся результатом действия, совершенного в прошлом. Отражение этого значения в структуре перфекта.

Плюсквамперфект - аналитическая форма прошедшего времени, имевшая относительное временное значение (обозначение действия или состояния, предшествовавшего другому прошедшему действию или состоянию). Отражение этого значения в структуре плюсквамперфекта.

Ирреальные наклонения. Образование повелительного наклонения. Сослагательное (условное) наклонение как аналитическая форма. Связь вспомогательного глагола с оптативом (желательным наклонением).

Непредикативные (именные) формы глагола.

Причастие - глагольная именная форма, характеризовавшаяся как глагольными категориями, так и категориями прилагательного. Действительные причастия настоящего времени. Действительные причастия прошедшего времени. Образование и склонение. Действительные причастия прошедшего времени (несклоняемые). Страдательные причастия как специализированные формы выражения страдательного залога в пас… Продолжение »

© 2009-2012, RUSOHOD

Сделать бесплатный сайт с uCoz