Вопросы к экзамену для второго курса

1.     Слово как основная единица лексической системы русского языка.  Основные особенности русского слова.

2.     Форма и значение слова. Основные подходы к изучению слова как единицы лексической системы. Понятие о лексическом значении в школьных учебниках.

3.     Понятие о полисемии. Структура значения многозначного слова. Изучение многозначности в средней школе.

4.     Понятие о лексико-семантическом варианте. Критерии классификации ЛСВ.

5.     Типология лексических значений. Типы лексических значений по классификации В.В. Виноградова. Структура толкового словаря.

6.     Понятие о номинативной и коннотативной функциях слова. Типы лексических значений в соответствии с выполняемой функцией. Отражение понятия о коннотативной окраске слова  в школьных учебниках.

7.     Понятие об омонимии. Типы омонимов. Критерии разграничения омонимии и полисемии.

8.     Понятие о лексической системе. Виды парадигматических отношений в лексике. Внесистемные отношения в лексике. Словари паронимов.

9.     Понятие о синонимии. Виды синонимов. Словари синонимов. Изучение синонимии в средней школе.

10.  Понятие об антонимии. Виды антонимов. Словари антонимов. Изучение антонимии в средней школе.

11.  Синонимический ряд, его структура. Соотношение синонимической и антонимической парадигм.

12.  Соотношение понятий «тематическая группа» и «лексико-семантическая группа».

13.  Понятие о гипонимах и гиперонимах. Соотношение тематической и родо-видовой парадигмы.

14.  Соотношение понятий «лексико-семантическая группа» и «лексико-семантическое поле». Идеографические словари.

15.  Лексикография. Основные типы словарей русского языка.

16.  Структура лексического значения. Типология компонентов ЛЗ.

17.  Макрокомпоненты (аспекты) лексического значения.

18.  Микрокомпоненты лексического значения. Сема. Семантический признак.

19.  Соотношение аспектного и компонентного подходов к анализу лексического значения. Структура лексического значения и анализ лексики с точки зрения функционирования.

20.  Понятие о концепте. Концепт и лексическое значение.

21.   Лексика русского языка с точки зрения происхождения, ее изучение в средней школе.

22.  Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления, ее изучение в средней школе.

23. Активный и пассивный лексический запас.

24.  Понятие об историзмах и архаизмах. Типология устаревших слов.

25.  Неология. Соотношение неологизмов и заимствований. Признаки заимствований в русском языке. Словари иноязычных слов.

26. Старославянизмы и церковнославянизмы в русском языке. Формальные и семантические признаки церковнославянизмов.

27.  Общее понятие о стиле как лингвистической категории.

28.  Понятие о фразеологии. Основные признаки фразеологизма. Фразеологические словари.

29.  Рассмотрение фразеологизмов с точки зрения семантической концепции и концепции воспроизводимости.

30. Классификация фразеологизмов. Типы фразеологических единиц по классификации В.В. Виноградова.

© 2009-2012, RUSOHOD

Сделать бесплатный сайт с uCoz