Розенталь. Д. Э. Пунктуация и управление в русском языке. М.,1988. Статья НЕ. Стр. 356-360.

 

 

356

 

НЕ  (отрицательная частица) <...> употребяется с

I.       Р о д и т е л ь н ы й  падеж, как правило, употребляется:


1) при наличии в предложении частицы ни или местоимения либо
наречия с приставкой ни-, например: Ни  на миг не оставляешь
ты аккуратности своей
(Некрасов). Да мы не имеем ни малей-
шего понятия о том, что делается с этими несчастными...

(Л. Толстой). Ни подкупы, ни запугивания, ни насилия, к ко-
торым прибегали судовладельцы, не сломили боевого духа италь-
янских моряков
(из газет). Никогда никому не доверял своей
тайны
(Чехов). Никогда еще он не ощущал так горестно своей
беззащитности, бессилия своего
(Горький). До вас никто еще
этого браслета не надевал
(Куприн);

2) при разделительно-
количественном значении дополнения (указании на часть пред-
мета или предметов), например: не отмечал недостатков, не приводил примеров, не принимает мер.
 Я вам хлеба не достану...
(Горький). За обедом оказалось, что он не пьет вина и не ест
мяса
(Горький). Не купил к чаю баранок (Федин);

3) при
глаголах видеть, слышать, думать, знать, понимать, желать,

 

357

 

 хотеть, ожидать и др. со значением восприятия, мысли, желания,
ожидания, например: Печали в ее словах Самгин не слышал (
Горький). Ты не чувствуешь его пафоса (Горький). Он... де-
ревни не знал
(Чехов);

4) при глаголах иметь, получать, доставать  и т. п., которые в сочетании с частицей не приобретают
значение полного отрицания, например: не получил приказа; не достал билета; не приобрел нужных вещей. Эта прокламация не имела успеха (Горький);

5) при выражении
дополнения отвлеченным существительным, например: не теряет времени, не обнаруживает желания, не скрывает радости, не делает уступок; не дает оснований, не осуществляет контроля, не упускает случая.
 Дельвиг не любил поэзии мистической (
Пушкин). Здесь шума не любят (Горький). Утро не принесло
радости
(Леонов). Веселья я не ищу (Кетлинская);

6) при вы-
ражении дополнения местоимениями это и тo, с присущим им отвлеченным
значением, например: И кто не понимает этого,
т
oт не понимает Францию (Горький). Этого даже сделать не м
ожете?
(Куприн). Не буди того, что отмечталось, не волнуй
того, что не сбылось...
(Есенин);

7) в устойчивых сочетаниях, пословицах, поговорках, чаще при выражении дополнения
отвлеченным существительным, например: не испытывает желания, не питает надежды, не находит поддержки, не делает секрета, не дает ходу, не принимает участия, не обращает внимания, не дает покоя, не имеет представления, не внушает доверия, не упускает возможности, души не чает. Вчерашнего дня
не воротишь. Чужой тайны не поверяй.
Также при конкретном
значении дополнения-существительного: не спускает глаз, не покладая рук. Денег куры не клюют. Лежа хлеба не добудешь. Плетью обуха не перешибешь. Своего локтя не укусишь. Шила в мешке не утаишь;

8) при деепричастии, в связи с книжным
характером этой глагольной формы, например: Не получив ответа
, старик идет на станцию (Чехов). ...Гибнут вдруг, не дописав поэм (Симонов);

9) в безличных (инфинитивных) пред-
ложениях, в которых подчеркивается категорический характер
отрицания, например: Не нагнать тебе бешеной тройки... (Некра-
сов). При проходе войск никому окон не открывать... (Вишнев-
ский).

II. В и н и т е л ь н ы й  падеж, ослабляющий значение отри-
цания, обычно употребляется:

1) при указании на конкретный
объект («именно этот предмет, а не вообще какой-то»), напри-
мер: не отрецензировал присланную ему рукопись; не выпила молоко, которое ей оставила мать; не решил эту трудную задачу. Он не отвергнул тогда эти сто рублей (Достоевский). Я
не люблю луну
(Горький). Со времени моего кондукторства
я не люблю Лесную улицу
(Паустовский);

2) при выражении

 

358

 

дополнения одушевленным существительным, в частности собст
венным именем лица, например: Ты не любишь мать (Л Т
олстой). ...Не пожалеешь ни маму,  ни папу (Горький). Анна Николаевна не обманула Марью Александровну... (Достоевский). Недомогание не покидало Козьму еще долго (Бунин).

Реже в э-
тих
случаях встречается форма родительного падежа (может играть
роль наличие глагола восприятия или слов, усиливающих отрица
ние): ...Такой красавицы не сыщешь нигде (Гоголь). Уж я ли не любил моей Дуни... (Пушкин). ...Тришки не знаешь? (Тургенев). Вронский еще не видел Анны... (Л. Толстой). А Дымов
уже не замечал Егорушки
 (Чехов). Он не видал Елены Ивановны (Леонов);

3) при дополнении - географическом или
астрономическом названии, поскольку они обозначают конкре-
тные, вполне определенные понятия, например: не оставили Москву; не нашел на небе Большую Медведицу. Не сдавай Порт-Артур... (Горький);

4) нередко при инверсии дополнения (поста
новке его перед глаголом-сказуемым), поскольку еще не сказы
вается влияние отрицания, например: Журнал я этот не люблю
(Тургенев). ...Дверь не притворяла (Достоевский). Война торговлю не разоряет (Горький). Нет, революцию-то ты не предвещай
(Горький). Кулаком правду не убьёшь (Горький). Землю не отниму у них (Шолохов). Трактор им не дали (Шолохов);

5) для устранения неясности, двузначности, которая может воз
никнуть при совпадении различных по значению, но одинаково
звучащих форм (типа: не читал сегодня газеты - род. пад. ед. числа или вин. пад. мн. числа?), например: И никогда не платите больше того, сколько получено вами, дабы не поощрять в человеке ч у в с т в о растовщика (Горький). С в о д к у не слышали? (Павленко);

6) в вопросительных предложениях, общий
смысл которых не имеет характера отрицания, например: И кто знает, когда седыми вы придете под сомкнутые кроны своих питомцев, не испытаете ли вы г о р д о с т ь вдесятеро большую, чем создатель иных торопливых книг...(Леонов). Куда только я не забрасывал свою вторую металлическую п р и м а н к у, вооруженную острыми колючками?! (Г. Федосеев);

7) в побудительных предложениях (со сказуемым в форме повелительного наклонения), в связи с их разговорным характером, например: Гляди под ноги, не смеши народ (Горький). Когда вы наносите удар, то не бейте и не рубите предмет, а режьте его (Куприн);

8) при форме совершенного вида глагола-сказуемого, указывающей на результативность действия, полноту охвата предмета этим дей-
ствием, например: ...Не передам бронепоезд никому другому
(Вс. Иванов). А мы не отдадим это место (Симонов);

9) при двойном отрицании, имеющем значение усиленного утверждения

 

359

 

например: Не могу не сказать несколько слов об охоте (Тургенев). Женщина не может не понять музыку... (Горький). Никак нельзя не пожалеть это кроткое провинциальное создание... (Леонов);

10) при наличии слов (частиц) с ограничительным
значением (едва, чуть и др.), сводящих на нет значение отрицани-
я, например: едва не уронил стакан (на самом деле не ур-
онил); чуть не пропустил лекцию (в действительности ведь не
пропустил). Раз он даже шикал, за что чуть было не потерял ме-
сто
(Чехов). Он почти не сосал свой таинственный леденец
(Макаренко);

11) при наличии в предложениях слова, по смыслу
относящегося одновременно к прямому дополнению и к сказуе-
мому, например: не считаю вопрос актуальным; не нахожу эти м
еры своевременными; не оцениваю положение как опасное.
Она не признает эту интриганку своей дочерью (Л. Толстой). Самгин уже не находил эту девушку такой уродливой... (Горький);

12) при распространении дополнения несколькими опре-
делениями, например: Софья Ивановна мрачно покашливала, слу-
шая Леночку, и не узнавала в ней тихую, безропотно молчащую
и ко всему равнодушную дочь
(Павленко);

13) обычно в кон-
струкции «не + вспомогательный глагол + инфинитив переходного глагола + дополнение» (т.е. при отнесении дополнения
не непосредственно к глаголу с отрицанием, а к инфинитиву,
зависящему от глагола с отрицанием, что ослабляет влияние са-
мого отрицания), например: не мог представить рукопись в обу-
словленный договором срок;
не надеялся выполнить задание; не
пробовал решить задачу. Старик Лаврецкий долго не мог про-
стить сыну его свадьбу
(Тургенев). Я не успел сшить форму
(Горький); правда, в этом случае употребляется и конструкция
с род. падежом, например: не хотелось бы нарушать спокой-
ствия; не могут удовлетворить справедливых требований.
Она
покраснела и не хотела назвать дня, вспомнив свою милую
выходку
(Лермонтов). Он и сам печалился, видя, что ни уваже-
ние его, ни нежность бабушки - не могли возвратить бедной
Вере прежней бодрости, гордости, уверенности в себе, сил ума
 и воли
(Гончаров). Но вот в чем главная беда: он и вообще жиз-
ни не умел осмыслить для себя
(Добролюбов). ...Не могла
видеть его тоски и страданий
(Короленко). Мы не умеем брать
просто от жизни ее радостей
(Куприн);

14) в устойчивых
сочетаниях, пословицах, поговорках, обычно при выражении до-
полнения конкретным существительным, например: не вставлять палку в колеса; не скалить зубы. Не рой другому яму...Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь. Яйца курицу не учат.

III. Ф а к у л ь т а т и в н о е употребление род. и вин. паде-
жей при переходном глаголе с отрицанием обычно связано со
стилистическим различием; конструкции с род. падежом харак-
терны для книжной речи, конструкции с вин. падежом -

 

360

 

для речи разговорной: Я не читал эту книгу. Так и умрешь, не вымолвив это слово (Горький).

 

© 2009-2012, RUSOHOD

Сделать бесплатный сайт с uCoz